Персональная страница участника краевого   этапа Всероссийского

 профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году

Постульги Ларисы Михайловны

 

     
 
Разрешите  представиться
Достижения
Опыт  работы
Педагогическая находка
Методическая копилка
Работа с родителями и детьми
Фотогалерея
Главная
 
     
     
     
     
  счетчик  
     
     
     
     
 

 Педагогическая находка

«Дружный хоровод»

         /Конспект НОД  в подготовительной к школе группе/

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

 - познакомить детей с людьми разных национальностей, живущими в Арзгире, с элементами культуры этих народов; 

 - показать, в чем состоит различие и сходство людей разных национальностей;

 - дать  представление о некоторых детских играх, сказках  других народов.

 

Развивающие:

 - развивать    умения    участвовать    в    совместной    игре    с    другими    детьми;

 - вести короткие диалоги в ситуации игрового взаимодействия;

 - расширять кругозор детей.

Воспитательные:

 - воспитывать    уважение    к    обычаям,    культуре    других    народов,    населяющих наше село Арзгир, желание жить в согласии с другими людьми.

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Оборудование и материалы:  музыкальный центр, USB-флеш-накопитель с музыкой к НОД «Большой хоровод», мультимедиа установка, указка, костюм Толерантошки, армянский, азербайджанский и калмыцкий костюмы, блюдо с азербайджанским пловом, материал для мультимедийной установки.

Предварительная работа:

Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей
общения, коммуникабельности.

Ход образовательной деятельности.

1.     Вводная часть.

Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами.

(Звучит песня «Ты да я, да мы с тобой» слова М. Пляцковского, музыка

В. Иванова). Дети образуют круг.

      Психологический настрой.

-Закройте глаза и,  не отпуская рук, вытяните  их вперед, а потом соедините в центре круга. Представьте себе, что

 каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза.

У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы - большое

яркое солнце!

- Опустите руки, но сила и дружба останутся с нами.

2.     Основная часть.

Создание игровой мотивации.

Воспитатель: дети, знакомы ли вам такие слова: терпимость, милосердие. Какие еще слова, с похожим значением, вы можете подобрать?

(ответы детей: забота, поддержка, доброжелательность, добро и т.д.).

Воспитатель: - Правильно, все, о чем вы говорите, называют одним словом «толерантность».

Ребята, к нам за помощью обратился Толерантошка.  (Заходит, здоровается – переодетый ребенок)

Толерантошка: я езжу по городам и селам, знакомлюсь   с культурой и обычаями разных народов, делаю всех

добрее и терпимее друг к другу.

Воспитатель: Толерантошка, в нашем селе Арзгир проживают люди разных национальностей: и  русские,

и даргинцы, и чеченцы, и  калмыки, и  лезгины, и грузины  и др.

Ребята, давайте поможем Толерантошке познакомиться поближе с культурой и обычаями    некоторых из них.

Дети: Давайте.

Путешествие.

Путешествие будет необычное.  С помощью волшебных слов толерантности мы

сможем связаться с людьми других национальностей, проживающих в Арзгире.

Нужно   только   стать в круг и четко произнести:

Будем мы всегда дружить,

Добротою дорожить.

Будем мы ценить друзей,

Уважать всех людей!

(Музыка: «Космическая музыка» группы «Space»)

Включается мультимедийный экран: дети даргинской национальности

- Ребята,    внимание на  волшебный    экран!     (На    экране появляются   иллюстрации  

 с изображением детей в даргинских национальных костюмах.)

- Как    вы    думаете,       какой     национальности     эти    девочка и мальчик? (Даргинцы)

А вот и представитель даргинской национальности, Мурат Алибекович, он живет в селе Арзгир.

И сейчас Мурат Алибекович  расскажет нам о культуре и обычаях  своего народа.

Мурат Алибекович: национальный костюм даргинцев - общедагестанского типа. У мужчин – это длинные штаны, рубаха, черкеска, бешмет, бурка, папаха, войлочная и кожаная обувь. Можете подойти поближе и рассмотреть папаху. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий  кинжал.

Воспитатель: Мурат Алибекович, что вы можете рассказать о традициях дагестанского народа?

Мурат Алибекович: самой почитаемой традицией дагестанского народа является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. Дагестанский дом всегда полон гостей. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.

Воспитатель: Что любят делать все дети? (Играть.)

Мурат Алибекович: я предлагаю поиграть в даргинскую народную игру «Подними папаху» (Явлукъну гётер).

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре его кладут головной убор - папаху. Звучит национальная мелодия,

 все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять папаху.

Воспитатель: давайте поблагодарим и попрощаемся с Муратом Алибековичем.

- Помашем на прощание  рукой.       

- Продолжим наше путешествие.  Становимся в круг, держась за руки,

 произносим волшебные слова... 

 (Дети встают   в    круг   и   повторяют волшебные слова.)

 (Звучит музыка: «Космическая музыка» группы «Space») 

На     экране     появляется     иллюстрация   с изображением

детей в азербайджанских национальных костюмах.)  

Мультимедийный экран: дети азербайджанской национальности

- Внимание на экран! Ребята, может, кто из вас знает, какой национальности     эти    девочка и мальчик?  (Это азербайджанцы)

А расскажет нам о своей культуре и обычаях  Арзу Азы Кызы, она азербайджанка

по национальности, проживающая в Арзгире.

Арзу Азы Кызы: женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Верхняя одежда шьется из ярких цветных тканей и включает в себя рубашку с широкими рукавами. В одежду входит также множество различных ювелирных украшений: золотые и серебряные бусы, пуговицы, ажурные подвески, цепочки и т. п. Голова покрывается невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она бывает из бархата. Поверх нее повязывается чалма или несколько платков. Женская обувь похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Воспитатель: Арзу Азы Кызы, что вы можете рассказать о традициях азербайджанского народа?

Арзу Азы Кызы: Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои многовековые национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Приготовление азербайджанского  плова – одна из национальных традиций. Готовим мы его  в медной посуде, поэтому плов получался очень вкусным. Сегодня я приготовила его. Вот так выглядит наше национальное блюдо – азербайджанский плов!

Воспитатель: давайте поблагодарим и попрощаемся с Арзу Азы Кызы.

- Продолжим наше путешествие.  Становимся в круг, держась за руки, произносим волшебные слова... 

 (Дети встают   в    круг   и   повторяют волшебные слова.)

 (Звучит музыка: «Космическая музыка» группы «Space»)  

На     экране     появляется     иллюстрация   с изображением детей в калмыцких  национальных костюмах.) 

Мультимедийный экран: дети калмыцкой национальности.

- Внимание на экран! Ребята, какой национальности     эти    дети? (Это калмыки)

А расскажет нам о своей культуре и обычаях  Энкира Джувановна, она калмычка

по национальности, проживающая в Арзгире.

Энкира Джувановна: поверх  шаровар девушка надевает яркое платье – терлег

с застежкой впереди, и  длинный темный кафтан без рукавов – цегдег. Головной

убор называется халмаг. Из обуви женщины носят калмыцкие сапоги с

длинными голенищами.

Воспитатель: Энкира Джувановна, что вы можете рассказать о традициях

калмыцкого народа?

-Энкира Джувановна: Калмыкия - это единственная страна в Европе, где исповедуют буддизм. Данная религия сильно повлияла на калмыцкие обычаи и традиции.  Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие юрты, утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом повествовании

под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.

Энкира Джувановна: хотите, я расскажу вам калмыцкую народную сказку «Жить в согласии»?

 

Рассказывание сказки.

«В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год-два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители, наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться.

Младший не слушался старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.

Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались сильно и подумали: "Ну, достанется нам!"

Позвал отец сыновей. Отдал прут самому шаловливому сыну - среднему.

- Ломай,- приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.

Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына также сломали

 по прутику.

А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино. Отдал пучок среднему брату и приказал:

- Ломай!

Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.

Отец хитро засмеялся, глядя на старания среднего сына.

Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:

- Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья - никто вас не сломит, не победит. А если вы будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте». 

Воспитатель: ребята, а чему учит эта сказка?

(она учит быть дружными, сплоченными, жить в согласии с другими.)

Рефлексия.

Воспитатель:  ребята, я вижу по вашим лицам, что путешествие вам очень понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)

А тебе, Толерантошка, понравилось наше путешествие?

Толерантошка: ребята, я так благодарен вам, за то, что вы помогли мне познакомиться с культурой и обычаями даргинского, азербайджанского, калмыцкого  народов. Вас так много в Арзгире и вы все такие разные!

Воспитатель: Да, мы разные, но живем дружно по-соседски в одном селе, уважая традиции других народов.

Восточный наш район Арзгирский

Не славен красотой лесов,

Но здесь простор степей нам близкий,

Шум ковылей, разгул ветров.

А люди разве не богатство?

Армяне здесь живут, аварцы,

Лезгины и калмыки тут -

Все вместе в мире здесь живут.

Радушный наш степной Арзгир!

Царят здесь дружба, толерантность, мир.

Друг друга веру уважаем

И никого не обижаем.

Мы все России нашей дети,

Дружнее всех мы на планете!

Используемая литература и интернет ресурсы:

1.Материалы музея имени Пономаренко с. Арзгир Арзгирского района.

2.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.

3.Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС,2010. - 160 с: ил.

4. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди,

2013. — С. 44-4

5. Интернет ресурсы:  «https://rosuchebnik.ru/material/ritualy-vkhozhdeniya-v-skazku-21331/».

Фото галерея  к мероприятию «Дружный хоровод»

 Главная

                                           Педагогическая находка