Персональная страница участника краевого  этапа Всероссийского

 профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году

Постульги Ларисы Михайловны

 

     
 
Разрешите  представиться
Достижения
Опыт  работы
Педагогическая находка
Методическая копилка
Работа с родителями и детьми
Фотогалерея
Главная
 
     
     
     
  счетчик  
     
     

Из опыта работы

«Метод проектов как средство активизации познавательной

деятельности дошкольников».

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых педагогических технологий, как для взрослых, так и для детей, является метод проектов. По определению профессора

У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «Метод проектов»,

«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Актуальность

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подходПроектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. Метод проектов способствует развитию следующих личностных качеств: познавательный, эмоциональный, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность 

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и могут стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В своей работе с детьми я применяю проектную деятельность,  так как она  дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки, а  так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей и педагогов.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении, я считаю, развитие свободной творческой личности.

Выделяю следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Поэтому свою работу по проектной деятельности строю с учетом этих требований.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры, носители разноуровнего, но одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта.

Проекты классифицирую:

     - по составу участников;

     - по целевой установке;

     - по тематике;

     - по срокам реализации.

Работая над проектом, придерживаюсь определенного алгоритма, который состоит из нескольких этапов:

 I этап. Организационный. Обсуждение возникшей проблемы.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что дети узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов. Определение социальных партнеров проекта.

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы воспитанников.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп воспитанников, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

V этап. Собственная работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы воспитанников и подобранный (если это необходимо) материал позволяет мне не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты и т.д..

В своей работе апробировала разные виды проектов.

1.  Исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна: «Наша дружная семья»

2.  Ролево - игровые  проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы: «Моя прекрасная леди».

 

     

 

 

3. Информационно–практико-ориентированные проекты.  Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, витражи и др.: «К нам приходит Новый год», «Секреты школьной жизни».

4. Творческие проекты: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,

например, «Добрые дела объединяют, а злые разрушают!», «Мы помним, мы гордимся» и другие.

     

 

Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы:

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя работу с детьми, родителями, я пришла к выводу, что проектный метод деятельности развивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используя метод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.

Я считаю, что если в дальнейшем работа будет проводиться в системе, то уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста повысится.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. На достигнутом я не останавливаюсь.  Я всегда нахожусь в творческом поиске.

 

   Главная

Опыт  работы