Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,
интересных, значимых педагогических технологий, как для
взрослых, так и для детей, является метод проектов. По
определению профессора
У.Х. Киллпатрика, который
разработал «Проектную систему обучения», «Метод
проектов»,
«Проект - есть всякое действие, совершаемое
от всего сердца и с определенной целью».
Актуальность
На современном этапе развития Российского дошкольного
образования особое внимание уделяется развитию
личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный
подход. Проектная
деятельность как средство реализации данного направления,
обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную
познавательную деятельность,
создавая для каждого адекватную нагрузку. Метод проектов
способствует развитию следующих
личностных качеств:
познавательный, эмоциональный, творческий потенциал,
коммуникативную компетенцию.
Особенностью проектной
деятельности в дошкольной системе
образования является то, что ребенок еще не может
самостоятельно найти противоречия в окружающем мире,
сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Взрослым необходимо «наводить» ребенка,
помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее
возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей
в совместный проект.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
проектная деятельность
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и
педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие
члены семьи. Родители являются не только источниками
информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом,
но и могут стать непосредственными участниками
образовательного процесса, испытать чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и
успехов ребенка. В
своей работе с
детьми я применяю проектную
деятельность, так как она дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать инициативу, творческие способности,
коммуникативные навыки, а так же делает образовательную
систему дошкольного учреждения открытой для активного
участия родителей и педагогов.
Основной целью проектного метода
в дошкольном учреждении, я считаю, развитие свободной
творческой личности.
Выделяю следующие задачи определяющие развитие детей в проектной
деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья
детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны
для каждого возраста. Поэтому свою работу
по проектной деятельности строю с учетом
этих требований.
Проектную деятельность осуществляю на
основе интегративного, комплексно-тематического и
личностно-ориентированного подходов к организации
педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как
равноправные партнеры, носители разноуровнего, но
одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта.
Проекты классифицирую:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Работая над проектом, придерживаюсь определенного
алгоритма, который состоит из нескольких этапов:
I этап. Организационный.
Обсуждение возникшей проблемы.
II этап.
Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он
включает определение целей и задач (зачем этот проект,
что дети узнают и чему научатся по завершении работы над
этим проектом); обсуждение стратегии достижения
поставленных целей и уточнение проектов.
Определение
социальных партнеров проекта.
III этап.
Обсуждение методических аспектов и организация работы
воспитанников.
IV этап.
Структурирование проекта с выделением подзадач для
определенных групп воспитанников, подбор необходимых
материалов. Общий простой план на этом этапе становится
развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и
распределяются между группами учащихся с учетом их
интересов, определяются планируемые результаты и способы
их решения, оформления.
V этап.
Собственная работа над проектом. Тщательно разработанные
задания для каждой группы воспитанников и подобранный
(если это необходимо) материал позволяет мне не
вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями,
полученными результатами.
VI этап.
Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о
проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются
в виде книги, журнала, видеофильма, газеты и т.д..
В своей работе апробировала
разные виды проектов.
1. Исследовательско
- творческие проекты: дети экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна:
«Наша
дружная семья»
2. Ролево
- игровые проекты с элементами творческих игр,
когда дети входят в образ персонажей сказки и решают
по-своему поставленные проблемы:
«Моя прекрасная леди».
|